По
фотографиям и киносъемкам вместе с Петром Сатуровым и Григорием Качуриным
мы провели небольшое исследование и его результаты опубликовали в журнале
«Вагант» в 1993г. Но
за прошедшее время появились новые данные, которые в статью добавила
польский исследователь Данута Сиесс-Кжишковская. Она же предоставила
фотографии из своего архива. С дополнениями статья была
опубликована в Литературно-художественном альманахе «Купола» в 2009г.
|
Итак:
|
1) Из первых "ширпотребовских" гитар Высоцкого узнать
можно только одну - с узким темным кантом вокруг голосникового
отверстия, остальные - между собой не различаются. Известны две
фотографии Высоцкого с этой гитарой:
|
2) ”В конце 1966 года (после съемок картины "Вертикаль") Владимир Высоцкий купил у вдовы
Алексея Дикого, Александры Александровны, гитару, которую тому подарили
цыгане"- вспоминает Лариса Лужина. Об этой гитаре Владимир Высоцкий
рассказывает у Ю.Манина
10 ноября 1966 года:
"Это очень ценная гитара: ее делал какой-то
мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них
перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу.
Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как
реликвию. На ней никто не играл.
Потом однажды эта самая вдова пошла в
какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно
понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит,
ей все знакомо. Она поплакала и сказала: "Приведите!"
Я пришел,
естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: "Вы
знаете, мне очень эта гитара нравится..." Она говорит: "Ну, что ж... Я
думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы..." И отдала мне... Не
отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня - гитара
князей Гагариных. Что в ней прекрасного - такая вот изогнутая спинка,
как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой
прекрасный звук".
Данута Сиесс-Кжишковская: "Судя по описанию истории гитары в России
гитара на фотографиях Валерия Плотникова в ноябре
75 г. - "гитара князей Гагариных".
На этой гитаре нет обозначения
ладов, подструнник заостряется к концам с небольшим утолщением, на месте
перехода грифа в механическую часть вместо порожка необычный перегиб, на
механической части по бокам наложены пластины. Эта гитара прослеживается
до 1977 года (см. фото В. Нисанова на диване в квартире у Высоцкого и фото в Казани во время
гастролей в конце октября 1977 года).
|
3) Похожая на нее гитара, с
которой Владимир Высоцкий фотографировался 25 июля 1975 года на белом кубе
у того же Валерия Плотникова, отличается тем, что лады у нее обозначены
белыми кружочками, расположенными параллельно как 3:2:1 в три ряда
поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо
виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары
князей Гагариных гораздо выше над голосниковым отверстием и талия уже, чем
у этой гитары. |
4) Гитара с двумя вырезами, у которой лады
обозначены ромбиками, - на фото И.А.Чернова в Лыткарино 30.09.70г., на
фотографиях Н.Шабаева, снимавшего концерт Владимира Высоцкого 9 июля 1971
года на юбилее ТЗПП, а также на фотографиях концертов во Владивостоке в
июле 1971 года Б. Подалёва и на фотографиях в
Электростали неизвестного автора поздней осенью 1971 г.
Во время
ленинградских гастролей театра на Таганке в июне-июле 1972 г. у Высоцкого
на выступлениях эта гитара еще была в ходу.
Видимо, эта же гитара,
похожая на электрогитару, была у Высоцкого и в декабре 1970 года, когда
они с Мариной Влади после свадьбы снимали квартиру у Капитолины Лазаренко
в Каретном ряду. Там его видел Алексей Птицын: "Не знаю, у кого
Высоцкий был в четвертом подъезде... У нас, вообще, молодежь была шумная:
кто-то включит магнитофон на полную, кто-то еще что-нибудь... И, как сейчас
помню, Высоцкий открыл балкон и пел песни под электрогитару. Не знаю, что
за аппаратура была - это было очень громко. Пару раз все слышали, весь
дом. Хорошо!" |
5) Гитара с белым кантом по краю и коротким
вырезом - на фотографиях В.Богачева,
которые он снимал на концертах Владимира Высоцкого в Новокузнецке в марте
1973 года, на фотографиях фотографов «Планеты» 1974 года, на съемках
Венгерского ТВ в июле 1974 года.
Данута: "По воспоминаниям Шемякина эта
гитара осталась у него как "рабочая", когда Высоцкий приезжал в Париж и
записывался с ней. Он на фото с ней в Париже весной 1975, а позднее её уже
нет: она осталась у Михаила Шемякина в его мастерской в Нью Йорке."
|
6) Гитара обычной формы с затененными краями
зафиксирована на фотографиях В.М.Гривы, сделанных во время гастролей
Театра на Таганке на КАМАЗе в июне 1974 года, на 60-летии Юрия Петровича
Любимова 30 сентября 1977
года, на фотографиях спектакля "Преступление и наказание" в 1979 году.
Про эту гитару Виктор Шуляковский сказал, что это не концертная
гитара, а обычная, фанерная, массового производства.
Данута: "Похоже,
это «театральная» гитара Высоцкого, т.е. находившаяся все время в театре."
В.Ковтун: "Это действительно театральная гитара, Любимов «собирался в
«Гамлете» делать более жесткое начало спектакля, чтобы Гамлет не
отставлял, а отбрасывал гитару, но меня стали отговаривать и отговорили"-
рассказывал он. Композитор спектакля Буцко то же самое рассказывал
Перевозчикову. |
7) Первой из гитар Шуляковского на
фотографиях появляется гитара с головкой грифа в виде лиры и
вырезом. Во всяком случае, похоже, что наиболее ранние ее появления -
на видеосъемке болгарского телевидения в сентябре 1975, а позднее у
Людмилы Максаковой в декабре 1975 года.
Та же гитара есть на
фотографии 1975 - начала 1976 г., где на Малой Грузинской в гостях у
Владимира Высоцкого и Марины Влади - Кирилл Ласкари, Андрей Миронов и
Лариса Голубкина. Затем на фотографиях Владимира Кочкина
в Ивантеевке 23 января 1976 года, Вячеслава Тарасенко в феврале 1976 в
Химках, в ДК Родина, А.Веселухина в МВТУ им.Баумана 6 марта 1976 года и
А.Стернина в ДК «Заветы Ильича» в Кунцево 23 февраля 1977 г.
На одной
из фотографий Высоцкий с этой гитарой рядом с мужчиной в сомбреро. Эту
фотографию относили к августу 1977 года, ко времени пребывания Высоцкого в
Мексике, пока Данута Сиесс-Кжишковская не определила, что это Югославия,
осень 1976г., точно определив фотографию этого места.
Это подтвердили
также исследования Марлены Зимны:
фотографии с "человеком в сомбреро" - это снимки из фильма Ратко Ильича
"Гамлет на Саве", снятого во время выступлений ТнТ на фестивале БИТЕФ в
Белграде. Ратко Ильич и есть этот таинственный "человек в сомбреро".
Фильм пока не найден, поиски продолжаются.
Кроме того, Данута
дополняет этот список фотографий гитары с лирой съемкой на Малой
Грузинской Роберта Дорнхельма (Телевидения Австрии) 5-6 декабря 1975 г.
для фильма "Дети улицы театров".
Но и в июле 1977 года эта гитара еще
участвует в съёмке для "13 Canal Television Мексика".
Одну или две
гитары работы А.В.Шуляковского Владимир Высоцкий оставил в Париже...
Гитара с лирой ныне хранится у Марины Влади. Очевидно, Высоцкий,
вернувшись в Москву в сентябре 1977 г. из летней поездки по загранице,
оставил эту гитару у жены. |
8) Гитара с двумя грифами зафиксирована в руках Высоцкого на фотографиях Е.Миткевича, которые он
сделал на концерте Высоцкого на заводе "Красный богатырь" в Кунцево
(Москва) 28 ноября 1976 года, на фото Олега (!) Васенина
в ДК города Воскресенска 8 декабря 1976 года, и на фотографиях Игоря
Данилова, сделанных во время концерта Владимира Высоцкого на АЗЛК 7 января
1977 года. Она висела в кабинете Высоцкого, он с ней редко выступал.
В.А.Шуляковский: "Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за
оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на
добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая
гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался..."
|
9) С января по март 1978 г. на многочисленных концертах Высоцкий
появляется с другим инструментом: это гитара без выреза, - с узким
темным кантом вокруг голосникового отверстия. Фото В. Шуранова в
Северодонецке, Николая Демчука в ДК МВТУ, Ю Хвастунова в Сумах. |
10) Данута Сиесс-Кжишковская: «Гитара с вырезом без лиры
появляется впервые на самой известной фотографии Леонида Лубяницкого,
которая снята в Штатах 20 июля 1976 года и в съёмке для передачи "CBS
NEWS" в Штатах же в этом же июле.»
Постоянно эта гитара появляется у Высоцкого с апреля 1978 г.
На видеосъемке 1976 г. в США эта гитара еще
без пятна под голосниковым отверстием, в дальнейшем выбитого пальцами. На
съемках в цирке г. Кривой Рог 7 апреля 1978 г. Высоцкий снят с гитарой со
спины. А вот на следующей по времени фотографии Н.Г.Токарева, сделанной на
концерте в Люберецком ДК 10 апреля 1978 года пятно уже видно, но оно еще
узкое. Постепенно оно расширялось... Следовательно, по величине пятна на
гитаре можно установить дату съемки.
С этой гитарой Владимир Высоцкий ездил в турне по Америке во второй половине января 1979 года, с этой же
гитарой он на фотографиях Н.Щербака в марте 1979 года на концерте в
НИИстройфизики, на видеосъемке В.Виноградова и фотографиях В.Меклера,
снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в
Ленинграде на Малой сцене БДТ, об этой же гитаре Высоцкий говорил в
"Монологе", на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у
Вайнеров 30 июня 1980 года. Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара -
лучшая...
С этой гитарой Владимир Высоцкий выступал на своих последних
концертах в Люберецком ДК 3 июля 1980 года и в тот же день в Лыткаринском
ДК «Мир», а также на концерте в МНИИЭМ 14 июля 1980 года и 16 июля 1980 года в ДК
им. Ленина г. Калининград (ныне Королев) Московской области.
И тем не менее, это гитара не Высоцкого и никогда ему не принадлежала.
Это гитара - Виктора Шуляковского. Именно с ней он пришел в театр, и про нее
Владимир Высоцкий сказал: "А мне твой отец может такую же сделать?" А о
том, как она попала к Владимиру Высоцкому, рассказывает Виктор
Александрович: |
« - У Володи была одна из последних гитар
работы отца - красная. Это обычной формы гитара, выполненная в красном
цвете - крашенный клен. У нее на верхней деке появились продольные трещины
- результат рассыхания. Отчего это происходит, со стопроцентной точностью
ответить трудно. Нарекания в этих случаях, как правило, адресуются
мастеру, большей частью справедливо, так как трещины появляются, если
древесина для изготовления инструмента подобрана не одинаково выдержанной.
А это, увы, не всегда удается угадать.
Владимир отдал кленовую гитару
отцу в ремонт. Другой большой концертной гитары он в этот период не имел,
а приглашений для выступлений, как всегда, было много... И я дал ему свою
палисандровую гитару с вырезом, надеясь, что после ремонта его кленовой,
он мне вернет мою, палисандровую. Но, увы, починить красную гитару отцу не
было суждено... Уже после его смерти я как-то хотел вернуть красную гитару
Володе, а он сказал: "Но она же с трещинами! Давай уж я на твоей буду
играть?!" Я ответил: "Играй пока, но кленовую я все-таки сам отремонтирую
и верну тебе, а свою заберу". Это было для меня ответственное заявление -
я брал на себя обязательство стать музыкальным мастером. После смерти отца
мне пришлось заканчивать несколько незавершенных им гитар. Получилось
прилично. Впоследствии я научился сам изготавливать гитары...
А через
какое-то время у Владимира начались проблемы и с палисандровой гитарой. В
результате явного механического повреждения (падения или удара) у гитары
отбилась от корпуса верхняя дека и при малейшем натяжении струны она
поднималась и коробка раскрывалась, как пасть рыбы, попавшей на сушу.
Володя пытался ее настраивать, но как можно настроить гитару, если ходит
верхняя, несущая струны, дека. Конечно, гитара фальшивила безбожно и
создавалось впечатление, что она плохая. А гитара была великолепной... (К
сожалению, Владимиру не всегда удавалось бережно обходиться с гитарами в
быту. Был случай, когда он привез в мешке больше восьмидесяти кусков от
какой-то гитары, и отец ее полностью восстановил.)
Кроме того, на той
же верхней деке стал образовываться новый, хоть и несущественный, но
заметный изъян. Владимир играл боем, переборами пальцев почти не
пользовался, хотя у него было, как мне кажется, желание освоить пальцевые
штрихи. Иногда он говорил мне: "Когда ты научишь меня играть
по-нормальному?" Я отвечал: "Давай, когда хочешь, в любой момент будем
упражняться". Но у него все руки не доходили...
Итак, Владимир играл
ритмическим боем, в чем-то заимствованным у нашего замечательного артиста
и музыканта Виталия Шаповалова. Однако, при этом руки у Володи соскакивали
со струн и повреждали деку. От многочисленных ударов в месте касания
пальцев на деке появились выбоины, как рябь от оспы. Отдать гитару мне в
ремонт Владимир не решался, может, из-за очень плотного концертного
графика, может, из опасения, что я оставлю ее у себя...
И все таки, в
самый последний раз, когда мы случайно встретились с Владимиром,
договоренность о ремонте была достигнута. Было это 12-го или 13-го июля
1980 года. Мы с Алешей Зайцевым и Рамэесом Джабраиловым зашли в ВТО выпить
по стаканчику в память об актере Театра на Таганке Арнольде
Колокольникове, который умер 10-го июля. Выйдя на улицу, у входа встретили
Владимира Высоцкого с Янкловичем, который потом куда-то отошел, а мы
вчетвером немного поговорили.
Настроение у всех было паршивое.
Владимир хорошо относился к Колокольникову и чувствительно переживал его
смерть... Вот тогда я и сказал ему: "Привози "палисандровую", я приведу ее
в порядок и снова отдам тебе". Владимира это предложение обрадовало, но...
привезти гитару он не успел. 25-е июля наступило раньше...
Нина
Максимовна считает, что палисандровая гитара с вырезом принадлежала
Владимиру. У нее вполне могло сложиться такое впечатление, так как я часто
давал ее Владимиру для концертов, а с 1979 года моя гитара находилась у
него постоянно. Но главное сейчас не в этом. Главное - гитара, к
сожалению, попрежнему находится в разбитом состоянии: дека отклеена и
началась деформация обечаек (боковой восьмерки). Если ее не привести в
порядок, гитара погибнет...
25 июля 1992 года, в день Памяти Владимира
Высоцкого, Нина Максимовна преподнесла эту гитару в дар музею
В.С.Высоцкого. Мы разговаривали с Ниной Максимовной, и она, конечно,
согласилась, что гитару надо срочно отремонтировать... (Л.С.: Виктор
Александрович гитару немного подклеил, но как следует отремонтировать он
уже не может по состоянию здоровья. А гитара требует срочного капитального
ремонта, иначе она пропадет, говорит В.А.)
А гитару с головкой грифа в
виде лиры Владимир специально не заказывал. Видимо, это была инициатива
самого Александра Викторовича Шуляковского».
|
Лариса Симакова Данута Сиесс-Кжишковская Петр Сатуров Май 2008 г.
|
На главную страницу
Биография
На вертящемся
скользком кругу
Copyright © 2010 Larisa Simakova mailto:gudluber_2@list.ru
|