Уголок коллекционера
«НЬЮЙОРКСКИЙ КОНЦЕРТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО, 1979»
(2 пластинки стерео 33)

           Не знаю, было ли это заранее запланировано или произошло случайно, но интервью, которое В. Высоцкий дал в Нью Йорке Си-Би-Эс – одной из крупнейших телевизионных компаний в США летом 1976 г., включили в воскресенье 20 февраля 1977 г. в программу, которая называется «60 минут» и показывается одновременно во всех штатах.
           В своем интервью В. Высоцкий сообщил, что он с супругой, известной французской артисткой русского происхождения Мариной Влади, посетил Монреаль, где договорился с одной канадской фирмой о выпуске большой долгоиграющей пластинки с его песнями, и что он перед этим пробовал выпустить такую же пластинку во Франции, но советские власти этому помешали. Подробнее об интервью Высоцкого было написано в «Уголке коллекционера» от 13 марта 1977 г.
           Услышав такое заявление, я подумал, что за это Высоцкому попадет, но оказалось, что ничего не произошло. Даже наоборот, после такого непосредственного обращения к американской общественности, Высоцкому разрешили выпустить не только его пластинку, напетую в Монреале, но еще две, напетые им ранее в Париже. Кстати, монреальская пластинка выпущена парижским отделением американской фирмы Ар-Си-Эй (37029), вторая пластинка выпущена парижским отделением другой американской фирмы – «Полидор», а третью пластинку, ту, которую Высоцкий первой напел в Париже, выпустила фирма «Le chant du monde», которая до этого выпустила пластинку с песнями Окуджавы, и которая поддерживает деловые отношения с Востоком.
           Все три парижские пластинки, так же как и большая долгоиграющая, выпущенная в Болгарии[5] , и все пять маленьких – советской фирмы «Мелодия» – напеты на профессиональном уровне, в соответствующих студиях с аккомпанементом инструментальных ансамблей, а на двух советских пластинках есть еще и примечания, на одной – «обработка Б. Федорова», а на другой – «обработка И. Кантюкова». Шестой пластинкой можно было бы считать гибкий вариант пластинки в «обработке» И. Кантюкова с тремя песнями из четырех, а седьмой, и тоже только отчасти – «Алису в стране чудес», на которой Высоцкий поет арию попугая.
           До сих пор не было пластинок Высоцкого, сделанных на профессиональном уровне и в то же время без посторонних «обработок» и без аккомпанемента инструментальных ансамблей. Что лучше – дело вкуса, но считаю необходимым отметить, что две стереопластинки ньюйоркского концерта Высоцкого – первые профессиональные записи его песен в натуральном виде, к тому же сделанных во время концерта, когда певец пел, глядя на публику, а не в студии, где перед ним только микрофон.
           Запись пластинок была сделана в Бруклинском колледже 17 января, а первое объявление о выпуске пластинок появилось в Новом Русском Слове уже 18 февраля. Оперативность поистине сверхамериканская!
           Не удивительно, что в этой спешке были допущены некоторые «опечатки». На обложке и на самой пластинке в названии песни на первой стороне вместо слова «привередливые» написано «приверелдивые». На третьей стороне перепутан порядок названий песен: вторая песня называется «Песня автозавистника» или «Баллада о собственности», а четвертая «Антиалкогольная». Последнее название не принадлежит Высоцкому – он эту песню назвал «Монолог в милиции». Последняя ошибка, о которой мне бы хотелось предупредить возможных покупателей, – это таинственное исчезновение прыгуна в высоту. На первой стороне семь борозд, а в списке восемь песен.
           Всего в «альбоме», как называют американцы долгоиграющие пластинки, 26 песен из 28, если же «Продолжение диалога» не выделять в отдельную песню, то получится 25 песен из 27, спетых Высоцким на концерте. Все это, конечно, мелочи, но я знаю, какой придирчивый народ коллекционеры, и раз эта рецензия дается под «шапкой»: «Уголок коллекционера», то, следовательно, нельзя проходить не замечая того, о чем при других обстоятельствах не стоило бы и говорить.
           В своем телевизионном интервью, данном в Нью Йорке летом 1976 г., Высоцкий сказал, что им написано около 600 песен. Песни у него самые разнообразные. Об этом он сказал и в Бруклинском колледже: «Песен будет сегодня много и я постараюсь не надоесть вам однообразием». Действительно, репертуар получился разнообразный.
           Свое выступление Высоцкий начал оригинально и эффектно. Первую песню он спел на неосвещенной эстраде. Когда же зажегся свет и утихли аплодисменты, Высоцкий обратился к слушателям: «Добрый вечер. Эта песня была как визитная карточка, чтобы не было сомнений, что на сцене тот человек, которого вы ждали (аплодисменты). Благодарю». Это приветствие, сказанное после первой песни, которая на советской пластинке называется «Мы вращаем землю», а на этой пластинке названа – «Русские солдаты», находится на первой пластинке, на первой борозде. В дальнейшем на пластинке даются песни в том порядке, как их пел Высоцкий и, так сказать, в чистом виде. Редко, когда на пластинке после песен слышны аплодисменты, их, как правило, «выводят» сразу после последнего слова и финального аккорда на гитаре. Хотя Высоцкий объявлял названия песен, они, за исключением двух-трех, тоже не попали на пластинку, и поэтому на пластинке даны не всегда их авторские названия.
           У Высоцкого много песен и мне кажется, что нет такой темы, на которую бы Высоцкий не пел. Выбрал ли он для своей заграничной поездки лучшие свои песни из первых трех десятков, сказать трудно. Здесь дело не только вкуса. Высоцкий старался угадать вкусы своих слушателей не только из хорошо ему известной «третьей волны», но и из менее ему известных первых двух, а также вкусы тех, которых можно условно назвать «четвертой волной» – служащих всевозможных советских учреждений в США, которые прислушивались к каждому слову и интонации Высоцкого и следили (не все, конечно, а те, кому это положено), чтобы Высоцкий не вышел из дозволенных ему рамок.
           Анализировать надо не то, что он пел, а то, чего он не пел. А не касался Высоцкий еврейской и блатной тематики и не спел ни одной антивоенной и антиконцлагерной песни. «За меня невеста отрыдает честно» в счет не идет.
           Песня «Я не люблю!», одна из его ранних и очень сильных песен, имеет два варианта. Здесь, в Штатах, он пел: «Я не люблю насилья и бессилья, но только жаль распятого Христа», а в Советском Союзе, в другой компании, Высоцкий поет иначе: «Я не люблю насилья и бессилья и мне не жаль распятого Христа».
           Интересен и порядок песен: после сильной песни, над которой надо было бы глубоко задуматься, Высоцкий сразу поет какую-нибудь шутливую.
           Высоцкий сказал слушателям, что у него есть две песни, которые он написал для кинофильма, являющиеся стилизацией песни «Очи черные». Первая песня, которую автор назвал «Погоней», на пластинке названа «Очи черные», а вторая – «Старый дом». В этой песне Высоцкий говорит:

Кто ответит мне, что за дом такой?
Почему во тьме, как барак чумной,
Свет лампад погас, воздух вылился,
Али жить у вас разучилися?

           После этих страшных слов Высоцкий поет следующую, снова шуточную песню «Диалог у телевизора», в котором артистически имитирует одновременно и мужчину и женщину.
           Одним словом, на пластинке 26 песен на любой вкус – «шампанское и политура» по меткому выражению авторов статьи под этим же названием – Петра Вайля и Александра Гениса в издающемся в Тель Авиве журнале по-русски «Время и мы» №36. Более глубокого анализа песен Высоцкого я еще нигде не встречал. Ее надо прочитать, так же как и прослушать пластинки ньюйоркского концерта, где вы услышите настоящего Высоцкого, поющего с подъемом, с сильным чувством, с его переходами на хриплое рычание и речитатив.

Р. Полчанинов
«Новое русское слово»
(Нью-Йорк),
15 апреля 1979 года



[5] Имеется в виду пластинка с записями для фирмы «Мелодия», выпущенная этой фирмой совместно с болгарским «Балкантоном».

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000

Используются технологии uCoz